Адмиралтейство — это комплекс из трех павильонов, напоминающие средневековые замки, был возведен по проекту архитектора В. И. Неелова летом 1773 года на месте деревянного шлюпочного сарая.
Пейзажный парк
Башня-руина – памятник, посвященный Русско-турецкой войне 1768 – 1774 годов, символизирующий падение Османской империи.
Бюст великого князя Николая Александровича установленн на мысе Звездочка, который находится в северной части Большого пруда, недалеко от Камероновой галереи.
Изящная скульптура, установленная на спуске от Гранитной террасы к Большой гранитной пристани.
Рядом с Подкапризовой дорогой и Малым капризом, на границе Екатерининского и Александровского парков, расположен павильон "Вечерний зал".
Ворота "Любезным моим сослуживцам" были установлены 17 августа 1817 года в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.
Готические ворота установлены у подножия искусственной земляной насыпи у Башни-руины. Они были отлиты в Екатеринбурге в 1777–1778 годах по проекту Ю. М. Фельтена.
В 1810 году, во время правления Александра I, на месте Катальной горы была построена терраса по проекту архитектора Луиджи Руска.
На острове Большого пруда находится павильон «Зал на острову», который был построен в конце 1746 году по проекту Саввы Ивановича Чевакинского и украшен по рисункам Ф.-Б. Растрелли.
В центре партера Гранитной террасы, недалеко от Большой гранитной пристани установлена статуя сидящего древнеримского императора Нервы.
Кагульский обелиск создан в 1771–1772 годах в честь победы русских войск под под предводительство графа Петра Румянцева над турками на реке Кагул по проекту архитектора Антонио Ринальди.
Павильон является одним из лучших творений архитектора Джакомо Кваренги, который назвал его "залом для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере". Но императрица настояла на переименование в "Музыкальный" или "Концертный" зал.
Красный (Турецкий) каскад - небольшая плотина с двумя башенками из красного кирпича в готическом стиле по обеим сторонам. Благодаря узким щелям-бойницам в нишах со стрельчатыми завершениями, белой окантовкой и зубчатому парапету, каскад был очень похож на крепостное сооружение.
Кухня-руина, сооруженная Джакомо Кваренги в 1780-е годы, расположена рядом с Концертным залом, относится к лучшим произведениям зодчего.
На краю Эрмитажной рощи, возле Чёртова моста (мост-плотина, которая находится между первым и вторым Нижними каскадными прудами), установлена Морейская (или Малая Ростральная) колонна.
Мраморный (Палладиев) мост, построенный по проекту архитектора Василия Ивановича Неелова, считается одним из лучших его сооружений. Образцом для Мраморного моста послужили мосты в английских парках Стоу и Уилтон, созданные на основе проекта А. Палладио.
Орловские (Гатчинские) ворота, сооруженные около Башни-руины – первый в русской архитектуре пример триумфальной арки, выполненной из постоянных материалов, с использованием образцов древнеримских сооружений.
На зеленом холме установлена ваза на высоком пьедестале с завершением в виде языка пламени. Этот монумент принято называть памятником А. Д. Ланскому, фавориту императрицы Екатерины II.
В 1777—1779 годах построены два "каменных с украшениями каскада", из которых один, между первым и вторым прудами, получил название "Чертов мост", другой между вторым и третьим каскадными прудами, — "Зеленый".
В 1970-х годах плотина «Чертов мост» перестроена по новому проекту. При этом ее живописные качества были утрачены.
Пудостский мост был построен на Рамповой аллее Чарльзом Камероном в 1784 году на месте старого моста-плотины, возведенного Иваном Кондратьевичем Герардом в 1772–1773 годах и сломанного в 1781 году.
С 1825 года до 1847 года на месте Розовой караулки существовали грандиозные Баболовские ворота с двумя караулками и галереей, построенные архитектором А. А. Менеласом . Образцом послужили архитектору ворота Р. Адама, поныне оформляющие въезд в поместье Сайон-хауз в предместье Лондона.
Скрипучая (Китайская) беседка была сооружена по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Над беседкой был установлен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении от ветра издавал громкий скрип.
В 1856 году часть пейзажного парка отгородили невысокой чугунной решеткой, а в 1865 году архитектор Александр Фомич Видов спланировал по распоряжению императора Александра II интимный Собственный садик.
Взятая при углублении прудов земля отвозилась на берег первого пруда, где образовалась продолговатая возвышенность — Трифонова горка, названная так по имени садового мастера Трифона Ильина, работавшего в Царском Селе в 1740-1770 годах.
В 1850-1852 годах по распоряжению императора Николая I, на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда, велось строительство нового сооружения — Турецкой бани.
Выстроенный по воле государыни Екатерины Великой в пейзажной части, Турецкий киоск располагался на островке за Концертным залом, возведённым уже гораздо позднее по проекту Джакомо Кваренги.
Туфовый мост-плотина выполнен в виде небольшого грота из блоков туфа. Туфовый мост - одна из плотин, сооруженная для поддержания уровня воды в Верхних прудах.
Инженер-механик и гидравлик Августин Августинович Бетанкур потомок короля Канарских островов) устроил на неиссякающем источнике фонтан. Статую для него исполнил известный скульптор Павел Петрович Соколов.
Чесменская колонна (которую также называют Орловской или Большой Ростральной колонной) – памятник в честь морских побед русского оружия во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
У плотины "Зеленый мост" (между 2 и 3 прудами Большого каскада) находится Чугунная беседка – одна из девяти, которыми предполагали украсить парки в конце 1760-х годов.