Завершенa реставрация Ратной палаты

Завершенa реставрация Ратной палаты
24 Апреля 2014

Завершены масштабные реставрационные работы в здании Государевой Ратной палаты. В августе 2014 года здесь откроется первый в современной России музей Великой войны.

Ратная палата – это целый комплекс сооружений: главный корпус со зрительным залом и библиотекой, башни и галереи для хранения и экспонирования музейных ценностей, жилые корпуса с квартирами смотрителя, швейцара и дворника.

До наших дней здание в целом сохранило свой первоначальный облик, перестройкам и перепланировкам подверглись лишь интерьеры.

В 2010 году объект культурного наследия федерального значения был передан Государственному музею-заповеднику «Царское Село». В 2010-2011 годах НИИ «Спецпроектреставрация» разработал проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Ратной палаты для музейного использования. С 2011 года начались работы по возрождению памятника (генеральный подрядчик – компания «Ресстрой»). Объем финансирования из федерального бюджета составил 292 млн рублей.


На основании проекта выполнены реконструкция здания для размещения музейной экспозиции, организация входной зоны с кассами и гардеробом, прокладка современных систем связи, инженерных сетей и оборудования.

– На момент начала работ историческое объемно-пространственное и декоративное решение здания сохранилось почти в полном объеме, однако техническое состояние приближалось к стадии руины. С 1970-х годов здесь располагались производственные мастерские «Леноблреставрации». Большой зал был разделен металлическими конструкциями на два этажа, в галереях размещались плавильные и кузнечные мастерские, здание топилось по-черному. Мы провели ремонт и укрепление исторических конструкций памятника, консервацию декоративной живописи, реставрацию и ремонт сохранившихся лестниц, столярных заполнений, декоративных решеток и полов, – говорит заместитель директора по реставрации ГМЗ «Царское Село» Наталья Кудрявцева.

По сохранившимся образцам воссозданы дубовые оконные переплеты и дверные заполнения, рельефные изображения двуглавых орлов на фасадах. По историческим фотографиям – орел, венчавший Большую башню. Сейчас завершается его золочение, вскоре он будет установлен на своем историческом месте.

Самым большим вмешательством в памятник стала прокладка инженерных коммуникаций и средств связи. Однако использование специальных каналов позволило избежать искажения исторических фасадов и интерьеров здания.


Дискуссии среди специалистов вызвал вопрос воссоздания полихромной росписи. Исторические источники указывали на то, что в 1915-1917 годах своды Большого зала, галерей и башен были расписаны Николаем Пашковым. В 1920-х, когда в Ратную палату переехал Петроградский агрономический институт, здание перепланировали, а живопись закрасили. Возможно, именно благодаря этому она частично сохранилась. Натурные исследования показали, что росписи выполнены в редкой технике: на бетонные своды был нанесен тонкий слой штукатурного грунта, а по нему – живопись силикатными красками. Итогом консультаций с представителями КГИОП и подрядной организации, а также приглашенными экспертами стало решение о консервации живописи.

– Такой подход отвечает современным требованиям к ведению реставрационных работ, которые предполагают минимум вмешательства в историческую ткань памятника. Однако мы окончательно не отказываемся от идеи воссоздания росписей. Есть достаточно оснований для ее воплощения в жизнь: сохранились исторические фотографии и, что еще более ценно, авторские подготовительные картоны. Они дают достаточно полное представление о характере росписей, их сюжетах. Будем ли мы в перспективе дополнять живопись – вопрос открытый. Должно пройти время, посмотрим, как памятник будет жить после реставрации, – объясняет Наталья Кудрявцева.

Источник: http://tzar.ru/